Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку
Исполнительское искусство страны понесло тяжелую потерю. В среду, 19 июля, скончался выдающийся пианист Наум Штаркман. Он родился в Житомире 28 сентября 1927 года. Уже в 11 лет сыграл с Оркестром киевского радио фортепианный концерт Мендельсона, а через год в Большом зале консерватории дал свой сольный клавирабенд в двух отделениях, программу которого составили произведения Баха, Бетховена, Шопена, Шумана, Листа. В годы войны семья Штаркманов вынуждена была переехать в Свердловск. В 1944 г. Наум Львович приступил к занятиям в Московской консерватории в классе великого пианиста и педагога К.Н. Игумнова. После смерти учителя Штаркман самостоятельно подготовился к дипломному экзамену в консерватории, которую с отличием окончил в 1949 году. Тогда же началась его концертная деятельность в качестве солиста Московской государственной филармонии.
На конкурсные марафоны он пришел (в отличие от большинства коллег) уже вполне сложившимся музыкантом. В 1955 г. Штаркман завоевал премию и лауреатский титул на конкурсе имени Шопена в Варшаве; в 1957 г. победил на впервые проводившемся в Португалии конкурсе имени Ж.Виана да Мота. Подлинное признание пришло к нему в 1958 г. после участия в Первом международном конкурсе имени Чайковского, где он стал лауреатом третьей премии.
Штаркмана называли "Рафаэлем фортепиано". Его исполнение отличалось великолепным звуком, виртуозной техникой, огромным мастерством. В репертуаре пианиста были представлены произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, французских импрессионистов, отечественных классиков и современных композиторов. Неизменным интересом у слушателей пользовались монографические программы, посвященные творчеству великих романтиков – Листа, Шумана, Шуберта. Карьера концертирующего артиста, правда, складывалась совсем не гладко: тридцать лет Наум Штаркман был в статусе "невыездного", не имея возможности играть в лучших залах мира. Лишь в середине 80-х годов ему выдали загранпаспорт.
На протяжении многих лет Наум Львович сочетал исполнительскую деятельность с педагогической. В конце 60-х годов он начал преподавать в Институте имени Гнесиных, продолжив затем занятия в Московской консерватории; проводил мастер-классы в России и за рубежом. Штаркман был основателем и бессменным председателем конкурса пианистов имени Игумнова в Липецке.
На конкурсные марафоны он пришел (в отличие от большинства коллег) уже вполне сложившимся музыкантом. В 1955 г. Штаркман завоевал премию и лауреатский титул на конкурсе имени Шопена в Варшаве; в 1957 г. победил на впервые проводившемся в Португалии конкурсе имени Ж.Виана да Мота. Подлинное признание пришло к нему в 1958 г. после участия в Первом международном конкурсе имени Чайковского, где он стал лауреатом третьей премии.
Штаркмана называли "Рафаэлем фортепиано". Его исполнение отличалось великолепным звуком, виртуозной техникой, огромным мастерством. В репертуаре пианиста были представлены произведения Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, французских импрессионистов, отечественных классиков и современных композиторов. Неизменным интересом у слушателей пользовались монографические программы, посвященные творчеству великих романтиков – Листа, Шумана, Шуберта. Карьера концертирующего артиста, правда, складывалась совсем не гладко: тридцать лет Наум Штаркман был в статусе "невыездного", не имея возможности играть в лучших залах мира. Лишь в середине 80-х годов ему выдали загранпаспорт.
На протяжении многих лет Наум Львович сочетал исполнительскую деятельность с педагогической. В конце 60-х годов он начал преподавать в Институте имени Гнесиных, продолжив затем занятия в Московской консерватории; проводил мастер-классы в России и за рубежом. Штаркман был основателем и бессменным председателем конкурса пианистов имени Игумнова в Липецке.